Психологическая взаимопомощь: Саморазвитие • Взаимоотношения • Дети • Отклонения, болезни • Разделы психологии • Истории, случаи • Творчество • Юмор • Клубы • Ссылки • Разное

Психологическая взаимопомощь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Психогимнастика

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Психогимнастика используется все шире и шире, а применяющие ее специалисты-практики относят к этому методу все более разнообразные техники, порой даже – любой комплекс психологических упражнений.

Видимо, по аналогии с гимнастикой как таковой, которой обозначают, как известно, «приемы и способы систематических движений тела или отдельных его частей с целью укрепления всего организма или отдельных мышечных групп и развития ловкости, точности и быстроты в разнообразных движениях».

Попробуем разобраться. Сам термин появился в середине 1970-х гг. с легкой руки чешского психолога Ганы Юновой. Она создала систему приемов на основе психодрамы (о психодраме можно прочитать здесь). А сегодня некоторые тренеры (чаще – в бизнес-сфере) считают психогимнастикой разыгрывание любых сценок. Но ведь изначально речь шла о невербальных, т.е. бессловесных упражнениях.

Кстати, в «Психотерапевтической энциклопедии» Б.Карвасарского (1998) психогимнастика определена именно как «один из невербальных методов групповой психотерапии, в основе которого лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации в группе». Смысл ее заключается в выражении переживаний, проблем, эмоций посредством движений, мимики и жестов.

Психогимнастика в групповых занятиях начинается с подготовки, развивается в пантомиме, а потом плавно переходит в заключительную стадию. Каждая стадия имеет специфические задачи и особенности. Но прежде, чем говорить о них, стоит определиться – а зачем? Если по-научному, то речь идет о так называемой реконструктивной психотерапии, которая предусматривает самопознание и развитие через выражение чувств и эмоций.

А теперь – чуть подробнее о процессе. В подготовительной стадии создается соответствующий настрой. Участники активизируют внимание и чувствительность к движению, «языку» тела, выражению чувств и умению «читать» их проявления. Это помогает создать доверительную обстановку и формирует интерес к предстоящему.

Кому-то, возможно, захочется возразить, мол, без интереса бы никто и не пришел на тренинг. Что ж, тогда назовем это закреплением и поддержанием изначального интереса (хоть и нельзя, строго говоря, утверждать, что он непременно был априори. Человек мог придти за решением своих проблем, а узнав, что будет происходить – испугаться, «закрыться», воспротивиться). Вот как раз эти страхи и запреты и снимаются до того, как переходить к сути.

Способов и приемов существует множество. Ну, например, «пересадка по принципу», когда по знаку ведущего меняются местами те, у кого в одежде присутствует синий (красный, желтый, белый) цвет, у кого карие глаза и т.п. В каждом туре убирается один стул… с соответствующими последствиями для зазевавшегося игрока. Помните такую детскую игру? Так она, оказывается, психологическая.

Или «разговор через стекло» – т.е. участники его друг друга не слышат. Или «зеркало» – повторение мимики и жестов друг за другом. Разумеется, после каждой игры обсуждается: что и как. Улыбки и шутки – непременные спутники этого обмена мнениями, и атмосфера становится просто лучезарной. Говорю не понаслышке, сколько раз видела и участвовала!

«Разогревшиеся» и разохотившиеся играть участники, переходя к следующему этапу – пантомиме, выбирают тему. Любую. Опоздание на работу, обнаружение вора, болезнь, ссора, конфликт в семье… Кто-то изображает действия, а кто-то копирует изображающего – для пущей наглядности. Могут разыгрываться и альтернативные варианты. В общем, бурлит творчество.

Между прочим, никто не может предугадать, как станут развиваться события: они могут оказаться (и чаще всего оказываются) сюрпризом даже для того, кто предложил тему, исходя из собственных потребностей и интересов, и начал изображать свой логичный подход к ситуации… но вдруг все меняется и течет по непредсказуемому руслу.

А затем (в заключительной части встречи) проводится обсуждение. Очень важно, чтобы в результате ни у одного из игроков не сохранилось напряжение, которое могло возникнуть из спонтанного течения пантомимы, чтобы никто не «застрял» на кульминации.
«Застревать» вообще нигде не стоит. Поэтому желаю всем чередовать напряжение с расслаблением: физическим, эмоциональным и прочим. Это – как вдох и выдох, то есть – дыхание жизни.

Источник.

0

2

Чем хороша психогимнастика для детей? Помогает развитию!

Подрастающему человеку психогимнастика не менее полезна, чем обычная и привычная физкультура. Она помогает активизировать взаимодействие правого и левого полушарий мозга, развивать между ним связи, формировать синхронность в работе.

Что это дает?

Развитие познавательных способностей и формирование устойчивой эмоционально-личностной сферы, а через это - сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения.

Каким образом?

Моей дочке 2 годика

В психогимнастике используются выразительные движения - т.е. передающие эмоциональную реакцию на что-то происходящее.

И.М.Сеченов утверждал: «Неподвижный глаз так же слеп, как и неподвижная рука», а К.Изард подметил, что эмоции на лице «слышны лучше, чем речь». Психогимнастика помогает детям развивать свою мимику и учиться различать настроения окружающих по лицам. Между прочим, специалистами замечено, что это полезно и для интеллектуального развития: отставание в нем проявляется и в умении распознавать мимические знаки.

Моей дочке 1 годик

Жесты тоже важны, поскольку, кроме обогащения эмоциальной сферы, моторика рук способствует развитию мышления. Нейропсихологи даже заметили: начинают говорить те дети, которым удаются изолированные движения пальцев, в игровой форме этому научить легко.

А пантомимика? Даже без движения в пространстве ребенок 5-6 лет способен к выражению ощущений через осанку и позу. Например, изображая, что ему холодно, он сдвигает плечики, сжимается, напрягается.

Сейчас психогимнастика проводится не только специалистами-психологами, но и все активнее применяется в детских учреждениях. Родителям тоже небесполезно знать ее основы, чтобы использовать в полезных развлечениях в качестве психофизической разрядки и одновременно - развивающего средства. Хорошо бы, конечно, почитать литературу. Мне, например, очень нравится небольшая по размеру и доходчивая по языку брошюра Е.А.Алябьевой «Психогимнастика в детском саду». Там кладезь игр и упражнений, да и приобрести ее нетрудно.

Что делать?

Играть, конечно. Утреннее пробуждение можно превратить в приятный ритуал с поглаживанием и приговорами: «Просыпайтесь, ножки...» и т.д. Текст произвольный, желательно ритмичный, включающий все участки тела. Можно предложить ребенку (а чаще он реагирует сам), чтобы показывал, как тело просыпается и радуется новому дню.

Дети охотно проигрывают ситуации, в которых эмоции (страх, удивление, радость, гнев и т.п.) представляются от имени сказочных персонажей, животных. Когда ребенка просят показать, каков Буратино, часто он тут же растягивает рот в улыбке, поглядывая весело и лукаво, а порой и расставляет в стороны руки. Если не получается, напомнить, что этот шалунишка сделан из полена, шея и спина у него деревянные, ноги и руки твердые, как дерево. А потом перейти к образу тряпичного Пьеро. Вообще очень важно чередовать противоположные чувства, напряжение с расслаблением.

Неплохо смастерить шаблоны с изображением разных эмоций на лицах, а когда они будут освоены, разрезать на фрагменты (начав с двух) и составлять мозаику, затем рисовать отображение разных настроений, а еще на картонном овале лепить глаза - нос - губы, «меняя настроение портрета» по ходу занятия.

Дети, как правило, очень любят конкурсы и викторины, так почему бы не попробовать: «Кто лучше изобразит?», «Кто это, угадайте!».

Помимо всего прочего, подобные занятия укрепят взаимопонимание в семье, а что может быть важнее этого?

Источник.

0