Как распознать таланты ребенка
С врожденными склонностями ребенка необходимо считаться, и чем раньше мы их выявим, тем лучше сориентируемся в его воспитании и меньше сделаем психолого-педагогических ошибок. Скажем, если у малыша врожденная склонность к музыке, то нецелесообразно принуждать его углубленно изучать математику. Если ребенок имеет спортивное дарование, не следует насильно заставлять его заниматься рисованием и компьютерным программированием. Господь заповедовал нам быть мудрыми, как змии, и простыми, как голуби, но не упрямыми, как ослы (Мф.10,16). Грамотное воспитание предполагает разумную гибкость и создание благоприятных условий для раскрытия того, что «дано» от природы, вернее — от Бога.
Нельзя лишать ребенка детства и во что бы то ни стало стремиться сделать его вундеркиндом. За такими амбициями родителей стоит эгоизм, желание компенсировать свои нереализованные мечты и возможности. Ребенок интуитивно чувствует это и, желая угодить взрослым, подстраивается под их ожидания и требования. Русская пословица гласит: «Говори человеку «свинья, свинья» — он и захрюкает». Так и здесь: нацеливая ребенка на то, чего нам хочется от него получить, мы программируем его и можем сломать. Поэтому личные интересы соразмеряйте с рекомендациями родственников, опытных педагогов, врачей, психологов.
Прислушаемся к мнению старца Паисия Святогорца. «Не надо давить на детей, чтобы те делали то, что по душе родителям, если это не по душе самим детям… Видя, что юноши затрудняются в выборе специальности, я советую им следующее: «Посмотрите, какая профессия или наука Вам нравится. Надо, чтобы вы делали то, к чему у вас природная склонность». Если же юноши или девушки думают избрать тот путь, к которому у них нет склонности, то я советую им отдать свое сердце тому, к чему они испытывают склонность, чтобы это пошло им на пользу. То есть я помогаю им выбрать то дело, которое им нравится, и профессию в соответствии со своими силами. Достаточно, чтобы то, что они делали, было по Богу. У кого-то склонность к музыке? Пусть он станет, например, хорошим музыкантом или хорошим церковным певчим, и своим пением помогает тем, кто будет его слушать, так, чтобы они возлюбили церковь и молитву. У кого-то призвание к живописи? Пусть он станет художником или иконописцем и с благоговением будет писать иконы, которые станут творить чудеса. У кого-то призвание к науке? Пусть посвятит себя ей и станет трудиться с любочестием».
Однажды некий мужчина привел к старцу Паисию двух своих маленьких племянников. «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?" — спросил одного отец Паисий. «Адвокатом!» — уверенно ответил он. Второй ребенок куда-то подевался. В поисках проказника взрослые вышли со двора и услышали, что из столярной мастерской доносится шум. Зайдя туда, они увидели, как малыш отделал теслом гладко обструганную крышку верстака. Теперь она годилась только в печку. «Кем же ты станешь, когда вырастешь?» — спросил старец мальчугана. «Столяром-краснодеревщиком!»— воскликнул он. «Станешь, — заверил прозорливец. — Ничего, что испортил доску! Подумаешь, экая важность».
Оценить правильность предположений о наличии у ребенка врожденных склонностей и способностей поможет тест-анкета, разработанная специалистами в области детской психологии. Итак…
У ребенка очевидные технические способности, если он: интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами; любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов; с удовольствием чинит испорченные приборы и механизмы, использует старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок и находит для этого оригинальные решения; любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов; интересуется специальной технической литературой (6 характерных признаков).
Ребенок имеет музыкальный талант, если он: любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно их послушать; очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и сразу запоминает; поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывая в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение; иногда сочиняет собственные мелодии; учится или научился играть на каком-либо музыкальном инструменте (5 характерных признаков).
У ребенка способности к научной работе, если он: хорошо понимает не только конкретные, но также абстрактные понятия и обобщения; умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение, причем подчас записывает их не с целью похвастаться, а для себя; любит читать не развлекательную литературу, а научно-популярные издания, взрослые книги и статьи, опережая в этом сверстников на несколько лет; часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий и явлений; с удовольствием проводит время над созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций; не унывает, не «остывает» к работе, если его изобретения и проекты не поддержаны или осмеяны (6 характерных признаков).
Артистический талант проявляется у ребенка в том, что он: увлеченно рассказывая о чем-либо, стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей; если ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями; меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает; с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были и взрослые; удивительно легко передразнивает чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен в движениях: любит и понимает значение красивой или специальной одежды (7 характерных признаков).
У ребенка незаурядный интеллект, если он: хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей; обладает хорошей памятью; легко и быстро «схватывает» новый школьный материал; задает много продуманных и оправданных ситуацией вопросов; любит читать книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей школьную; обгоняет своих сверстников по учебе, хотя не обязательно является отличником, часто жалуется, что в школе ему скучно; гораздо лучше своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно; обладает широким кругозором и логикой, рассудителен не по годам, даже расчетлив; очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на новое и неожиданное в жизни (9 характерных признаков).
Ребенок имеет спортивные способности, если он: энергично и все время хочет двигаться; смел до безрассудства, не боится синяков и шишек; почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре; ловко справляется с коньками и лыжами, мячами и клюшками; лучше многих сверстников развит физически, хорошо координирует движения, двигается легко, пластично, грациозно; предпочитает книгам и спокойным развлечениям подвижные игры, соревнования, даже безцельную беготню; кажется, никогда всерьез не устает; интересуется всеми или каким-нибудь одним видом спорта и имеет своего любимого героя-спортсмена, которому подражает. (8 характерных признаков).
У ребенка литературное дарование, если он: рассказывая о чем-либо, придерживается выбранного сюжета и не теряет основную мысль; любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное; выбирает в своих устных и письменных рассказах такие слова, которые точно передают эмоции и чувства героев сюжета; изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными; любит уединяться и писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни… (5 характерных признаков).
Художественные способности ребенка проявляются в том, что он: не находя нужных слов или «захлебываясь» ими, использует рисунки или лепку для того, чтобы выразить свои чувства и настроения; в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, животных, ситуаций и не останавливается на достигнутом; серьезно относится к произведениям искусства, вдумчиво и внимательно рассматривает какие-либо интерьеры, пейзажи, скульптуры; в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды); смело высказывает собственное суждение о классических произведениях искусства и даже критикует их, приводя вполне разумные доводы (6 характерных признаков).
Познакомившись с «признаками опознания» таланта, оцените в баллах (от 2 до 5) каждый характерный признак из восьми перечисленных областей человеческой деятельности. Если какая-то характеристика особенно подходит ребенку, ставьте ему 5 баллов, если она выражена хорошо — 4 балла и так далее. Затем суммируйте баллы по каждой анкете, на каждый тип таланта. Итоговую сумму поделите на число признаков таланта. Например, сумму при сложении баллов, оценивающих спортивные способности, надо разделить на восемь.
Теперь изобразим график уровня его интересов. Для этого постройте две оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь позиций (по числу исследованных видов таланта). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида таланта поставьте точку. Соединив полученные точки, вы построите график, который поможет объективно оценить перспективы ребенка… Не огорчайтесь, если линия на графике лишена пиков.
В заключение напомним мудрые слова старца Паисия Святогорца: «Учитель должен смотреть не только за тем, хорошо ли выучен урок, но принимать во внимание и другие добродетели или положительные черты учеников — такие, как благоговение, доброту, любочестие. Оценки, которые ставит детям Бог, не всегда совпадают с теми оценками, которые ставят им учителя. Чья-то двойка для Бога может быть пятеркой, а чья-то пятерка с плюсом для Бога может оказаться двойкой».
Константин ЗОРИН, православный врач и медицинский психолог
Источник.